Головна | Реєстрація | Вхід
Вас вітає приватна садиба

“Світанок”                           UA RU EN

Меню
Розділи новин
Новини Садиби "Світанок" [0]
Интересно о Карпатах 1 [42]
Интересно о Карпатах 2 [21]
Форма входу
Вітаю Вас Гість
Календар новин
«  Липень 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Пошук
Статистика
Опитування
Оцінка садиби
Всього відповідей: 79
Главная » 2009 » Липень » 24 » Маланки!
Маланки!
11:49

 Маланки!

  в Украине Черновицкая область имеет богатые и самобутни обыкновения отмечания новогодне-рождественских праздников. Важно, что они живут не в переводах дедушек и бабушек, а в реальной современной жизни.

Чтобы приехать к буковинскому местечку Вашкивци 13 января вечером или 14-го днем, нужно иметь определенное мужество и чувство юмора. Потому что когда ваш транспорт на дороге остановят «гаишники» подозрительной внешности с красно-синими носами и, угрожая жезлом, будут требовать хабаря, не нужно сердиться (мол, спешу), а улыбнуться и поддержать игру. А еще лучше - просто заплатить. При этом, кстати, вам будут инкриминировать как нарушение правил здешнего дорожного движения трезвое состояние водителя.

Маланка, или Переберия, как ее называют на Буковине - правдивый народный карнавал, а его истоки нужно искать в язичництви. Этот обычай до сих пор живет в буковинских селах, и свято Василия, или Старый новый год, есть или не самым любимейшим в зимнем цикле. Ежегодно 14 января в каждом районном центре, а также в Черновцах происходит конкурсный обзор Маланок. Частым победителем таких обзоров становится Переберия из Красноильска Сторожинецкого району, где живут этнические румыны. Тамошняя Маланка очень тщательным образом бережет древние обычаи, всегда яркая, красивая и чрезвычайно музыкальная. Но самой популярной, известной далеко за пределами Буковины, есть Переберия в Вашкивцях Вижницкого району. Она метко и остроумно совмещает традиции с современным гротеском и суперактуальной сатирой. Ежегодно персонаже Вашкивецкой Переберии обновляются, ввиду «модных веяний». Например, одним из главных персонажей два года тому назад был «террорист №1» Усама бен Ладен, а в следующем году появился, конечно, Саддам Хусейн. Частые «гости» на этом карнавале - американские полицейские (приезжают на самом настоящем кадиллаке раритета), плаксивые героини латиноамериканских сериалов с куклами-незаконнорожденными детьми - народный юмор не мог не отозваться пародией на растиражированные образцы массовой культуры. Популярными героями Маланки-2004 были разнообразные чиновники, которые носили в чемоданчиках бюджетные деньги и сетовали на свою плохую судьбу.

Но, увлекаясь пародированием современной жизни, вашкивчани не забывают об обычаях предков. Научные работники Черновицкого национального университета снарядили целую этнографическую экспедицию для глубинного исследования Вашковецкой Маланки. Рассказывает ее руководитель, кандидат исторических наук, этнограф Игорь Чеховсь-кий:

- Ветераны Переберии, с которыми нам повезли поговорить, например Иван Алексеевич Лисан из уважаемой семьи хороших хозяев и патриотов, утверждают, что так этот праздник в местечке выглядел испокон веков. Местные переводы повествуют о графе Петрино - меценате и почитателе древности, который на Василия устраивал или не первые в истории Вашкивцив своеобразные конкурсы-смотрины Переберии. Группы перебранные пытались приготовить наилучшую маску, чтобы произвести на господина впечатление. Из всех углов местечка сходились вычурные «медведи», «цыгане», «жиды», которые под руководством казаков и «вуланив» выстраивались в шеренги и приходили к барскому имению поздравлять хозяина с Василием. И тот в знак благодарности выставлял обществу кадку пива или вина. А обладатель наилучшей маски на протяжении всего года, а то и всю жизнь, радовался в лучах славы...

Каждый традиционный персонаж Маланки имеет свою определенную роль в массовом действе. Медведи меряются силой и пугают людей со слишком мрачными лицами. Материалом для ведмедевого костюма служит вивернутий тулуп, прикрасой - цепи, которыми зверь обязательно должен звенеть. Цыган сопровождает медведя и водит его на цепи, пока тот не вырвется на волю.

Сама Маланка может выглядеть по-разному. Собственно, это молодая женщина в мужском выполнении, потому что, как и в давние времена, женщины не берут участия в карнавале. Когда-то Маланка наряжалась лишь в традиционный народный костюм, но женская мода переменчива, потому современная героиня одевает то, что «носят», любит обувь на пидборах и щедрый макияж. Если вы впервые на Переберии в Вашкивцях и вы - человек, то остерегайтесь не так медведя, который может захотеть проверить на прочность ваши кости, как Маланки, которая узнает у вас изменчивого любовника, отца ее ребенка и ославит перед всем бесчисленным народом.

Не побоялись здесь реформировать на-вить образ самой Смерти. Здесь она по-стае такой себе «бизнесвумен» - влас-ницею дому отдыха «Белые тапочки». А самыми красивыми на празднике являются традиционные вожаки перебранных групп - казаки и особенно «вулани». °хні костюмы обшиваются бесчисленным количеством красочных торокив.

Как и во времена господина Петрино, перебранные из всех углов Вашкивцив собираются на обзор и забаву в центре местечка. А вдоволь развлекши себя и зрителей, отправляются на очень важное обрядовое действо - ледяную купель в местном потоке. В середине января для этого всегда придется разбивать лед, но температура воды никого не пугает. Как объясняют знатоки и старейшины, таким способом каждый участник Переберии смывает всю нечисть, к которой он приобщился в своей роли. При этом перебранные не забывают и о зрителях: если подойдете слишком близко, то вас «освятят», но не символично - несколькими каплями, а щедро, из ведра.

 До организации забав на зимние праздники в буковинских селах относятся серьезно. Недопустимо, чтобы каждый избирал себе костюм для Маланки лишь на собственное усмотрение, а затем просто пришел в нем покрасоваться. В каждом селе (а в больших селах и местечках - в каждом из углов) за проведение зимних праздников отвечает группа парней. Среди себя они избирают старшего - калфу. Он должен быть обязательно «после армии». Во многих селах Буковины такую группу называют бурсой. На Рождество бурса ходит колядовать. Потом она же занимается Перебериею на Василия. Собираются и решают, кто у кого перевдягатиметься. Например, кому же не хочется быть Медведем (традиционно эту роль исполняют наиболее сильные ребята)? Но калфа должен объяснить «подчиненным», что и «цыгане», «Маланки», «козы» и «врачи» нужны на этом празднике не меньше. Кстати, Врач - еще один чрезвычайно популярный персонаж буковинской Маланки. Он всегда «вооружен» смешными гигантскими принадлежностями. Как и на Рождество, ребята из бурсы - уже в костюмах - обходят с поздравлениями дом за домом. Но если на Рождество они ведут себя очень прилично и учтиво, то под масками Переберии им уже позволяются разнообразные вольности. Можно подебоширить в усадьбе (но так, чтобы не нанести убытки), прижать господареву дочь или и жену. Не запрещаются также легкие пинки самому хозяину. Но обижаться на это все нельзя, потому что в следующем году бурса и Переберия могут обойти этот дом, и то будет большой позор и плохой знак на жизнь в новом году.

 

Категорія: Интересно о Карпатах 1 | Просмотров: 1640 | Добавил: svytanok | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0
Добавляти коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]