Дидух!
У предрождественский Сочельник, шестого января, согласно поверью, чуть ли не каждая вещь в доме имеет символическое значение. Украшением и одним из важных символов карпатского жилища в период традиционных зимних праздников всегда был сноп ржи или пшеницы - Дидух (Дидо, Дидочек, Сноп-Рай, Коляда, Колидник). Он замещал новогоднюю елку, которая не была особенно распространена в карпатском регионе.
Перед тем, как семья собиралась за Святвечирним столом, с востоком первой звезды, хозяин - глава рода - заносил Дидуха к горнице. А скажем, в лемкив это делал или кто-либо из сыновей, или старший среди них. Следовательно, зодягнувшись в праздничный наряд, хозяин шел к овину или амбару, почтенно брал предварительно приготовленного Дидуха и торжественно нес к дому. Переступив порог, сбрасывал шапку и здоровался с хозяйкой, будто виделся с ней впервые:
- Дай, Боже, здоровье!
- Помогай, Боже, - отвечала она. - А что несешь?
- Злато, чтобы весь год вы жили много.
А потом поздравлял: «Поздравляю вас щистем, здоровлем, с нынешним Свитим вечером. Абисмо в радости и веселости да и ко второму дочекали. Чтобы нас никто был достаточно. Дай, Боже, дочекати от теперь за год - от ста лет до ста лет, пока нам Бог поможет. Дай, Боже!». «Дай, Боже, абисмо в щистю и здоровлю видпразникували и ко второму Свитого вечера дочекали», - отвечала хозяйка. Сноп ставили на лавицю в углу стола и приповидали: «Дидо идет к дому, а всякое зло из дома».
Дидуха стоял под иконами на почетном месте. Под него пидстеляли охапку соломы (Бабу). Праздничный сноп находился в доме в течение недели (кое-где даже к Крещению). Его присутствие приносило в семью праздничное настроение, уют и торжественность. Ведь это был символ хорошего урожая, мира и согласия в семье, достатку в доме.
Традиция ставить Дидуха имеет давний корень. Еще в дохристианских верованиях он был воплощением бога Коляды, а также представлял дух предков, которые должны были прийти к своим живым родственникам. А давнюю христианскую трактовку Дидуха - символ святой Йосифа, опекуна Святой семьи.
Ще и в настоящее время в красном Углу, Гуцульщини и Бойкивщини Дидух означает деда - родоначальника семьи, а вместе с ним всех предков, которые когда-то жили. Ведь раньше в каждой семье знали, помнили и чествовали всех предшественников к седьмому колену . Именно на Святой вечер о них больше всего вспоминали. И в течение всей рождественской недели хозяева каждый вечер «приглашали» к себе всех, кто уже отошел, и оставляли на ночь для них на столах поминальные кушанья - кутью и взвар, или и вообще до утра не убирали из стола.
Считалось, что души умершие постоянно контактируют с семьей, помогают в хозяйстве, оберегают дом и полет от пожара, наводнения, града, следят, чтобы в семье был строй и покой. С их помощью росло и множилось все живет. За поверьем, пращуры навещают только те семьи, в которых уважают их память, то есть ставят Дидуха.
Когда-то его делали из первого или последнего зажинкового снопа. Это своеобразное пожертвование наилучшего хлеба. На Бойкивщини в Дидух втыкали орудия труда: серп, грабли (в красном Углу - ложки).
>На Гуцульщини никогда не было много зерновых, потому вместо ржи или пшеницы могли использовать овес или и бобовиння. Накануне праздники Василия (кое-где перед праздником Крещения) Дидуха в полночь выносили из дома. В это время души умершие вроде бы оставляют жилище. В некоторых местностях Сноп сжигали на дороге. В селах Галицкого района его вымолачивали: кто первый вбежит в дом, тот и молотит. Потом к зернам из святочного снопа добавляли еще и шли поздравлять соседей и знакомых, посыпая это зерно в домах к счастью и судьбу.
В красном Углу часть Дидуха сжигали, извещая этим самым, что родился Новый год. Из колосков другой части, добавляя веточки пихте и васильку, делали кропило для свяченой воды. Еще оставляли немного стеблей на перевесла, которыми перевязывали фруктовые деревья, чтобы в следующем году хорошо плодоносили.
В наше время немногие точно придерживаются традиции. Сноп часто замещает небольшой «букет» из колосков, василька, бессмертников. А гости края могут приобрести на базарах и у специальных крамничках сувениров себе в память о зимних праздниках в Карпатах этот символ-обериг. Теплый и солнечный рождественский Дидух согреет вас морозного дня и будет оберегать вашу семью и дом от зла.
Открытки из частной коллекции Петра Арсенича
|