Головна | Реєстрація | Вхід
Вас вітає приватна садиба

“Світанок”                           UA RU EN

Меню
Розділи новин
Новини Садиби "Світанок" [0]
Интересно о Карпатах 1 [42]
Интересно о Карпатах 2 [21]
Форма входу
Вітаю Вас Гість
Календар новин
«  Липень 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Пошук
Статистика
Опитування
Оцінка садиби
Всього відповідей: 79
Главная » 2009 » Липень » 24 » Андрею
Андрею
11:43

 Андрею

Святые идут - праздники несут

Большой цикл зимних празднований начинается в Карпатах 4 декабря Введением в храм Пресвятой Богородици. «Введение придет - праздников наведет», - так говорят горцы о последнем месяце года. Екатерины, Андрея, Миколая, Анни - дни этих «декабрьских» святых богаты на самобутни обряды и обычаи. Среди них выделяется молодежный праздник Андрея, который отмечают 13 декабря.

   Христа, прежде всего как проповедника христианства на землях древнейшей Украины. В руских летописях встречаются описания того, как во время последнего мисийной путешествия апостол побывал на берегах Черного моря, поднялся Днепром в Скифию и посетил место, где впоследствии появился Киев. Нестор-летописец отмечает, что Андрей останавливался на кручах Надднепрянщины: «...указав на горы и прорек благодать града, который появится на них».

Исследователи культуры склонны считать скифское путешествие апостола исторически реальной. «Апокрифические легенды и местная фольклорная традиция создали условия для распространения культа Андрея во всем Карпато-балканському регионе», - отмечает кандидат исторических наук, доцент Черновицкого национального университета имени Федьковича Игорь Чеховский. Правда, день Святого Андрея у нас лишь условно связан с деяниями евангельского персонажа. Народное признание апостол снискал как покровитель брака и повелитель хищных зверей. Гуцулы говорят, что Андрея, словно овцы, слушаются самые свирепые волки и медведи.

Зверел повелитель, мужчин покровитель

Андрея считают патроном хищников в горных селах на Буковине, а также над Днестром на востоке Черновицкой области и в верховье Пруту. За народными переводами, на свой день святой собирает волков в стае. Чтобы уберечь хозяйство от сироманцив, вечером накануне праздники хозяина раскладывают особенную «андреевскую» ватру. Мужчины разжигают очаг из «бечки» - освященной в церкви ивовой ветви, которую хранят в доме от «вербного воскресенья» (иву святят за неделю до Пасхи). Из ватри «видгашують огонь» - выбирают еще не угасшие угольки и бросают их в воду. Потом этой водой обрызгивают хлев и конюшню.

Не только дикое зверье, но и колдунов и гадальщиков отпугивает в колдовскую предпраздничную ночь огонь «андреевской» ватри. За поверьем гуцулов, именно об этой поре ходят волшебницы, которые привораживают маржину (скот) и отбирают ее хорошее молоко. Еще и потому коров на Андрея обязательно скроплюють «видгашеной» водой.

Святого Андрея - единственный день в году, когда ребята безобразничают, и им все убытки прощаются. Парни (неженаты мужчины) делают пакости там, где живут девушки. Чаще всего снимают ворота и калитки и заносят их на другой конец села. Такие забавы не случайны. Этнографы считают их «ритуальными дебошами», которые с течением времени потеряли свое первобытное значение - устранение препятствий на пути к желаемому браку.

Современные «андреевские» убытки становятся все больше подобными на непутевые шутки. В Верховинскому районе, кроме ворот, прячут собачьи будки, переворачивают гардеробные. Замуровывают снежными брылами двери, разбирают хозяйственные здания, ставят под окнами на страх хозяевам тыквенные «председатели» со свечами.

На Закарпатье, в селах Большие Лазы, Ракошино и Среднее, парни ежегодно ломают заборы (даже металлические!) и перегораживают ими улицы. На дома взрывают автомобили. Несколько лет назад в селе Красное хозяин снимал из крыши «Жигули». В Бычку на конюшне неделя торчала старый «Запорожец». А в Раковци хозяев среди ночи разбудил отчаянный крик козы - животного привязали просто к дымарю...

Женщины на Андрея тоже имеют надежду

За народными представлениями, которые бытуют на Буковинском Подгорье, Святой Андрей считается у Бога «первым мужчиной», то есть наистаршим над всеми апостолами. Именно у него просят, чтобы «вычитал судьбу из Книги жизни, которая сохраняется на небесах».

Традиционно вечер и ночь накануне Андриевого дня считаются временами гадание на брак и любовь. Чтоб задобрить святого покровителя, гуцулки на протяжении дня перед гаданием придерживаются посту. А на самого Андрея идут к церкви и ставят перед образом святого жертвенную свечу. В некоторых закарпатских селах к гаданию удаются следующей ночи, а днем в церкви пытаются незаметно притронуться к ризам священника - верят, что только так все наколдовал будет правдивым.

Игорь Чеховский записал буковинские «мысли» во время этнографических экспедиций в конце 1990-х годов. «На Андрея девушки варили пироги (так в регионе называют вареники) и выкладывали их перед голодным котом, - рассказала исследователям 80-летняя Екатерина Горюк, жительница села Милиеве Вижницкого району. - Чей пирог кот хватал первым, той девушке принадлежали к свадьбе готовиться. Если кот лишь откусил пирога и покинул, значит - на развод и одиночество».

В селах Надднестрянщины, на Гуцульщини и Покутти, в ночь на Андрея ворожат не на пирогах, а на балабушках (булочках), которые должен съесть голодный пес. Также выходят с тарелкой каши к воротам «звать суженого» на ужин. Спрашивают имя первое встречное - верят, что так же должны звать будущего мужа. «Слушают» под окнами и в зависимости от услышанного объясняют судьбу. Для вызывания «вещего сна» кладут под подушку зеркальце.

 У селах над Черемошем были распространены давние «андреевские» гадания. Например, бросали сапог через дом или позад себя - в какой бок носаком упадет, оттуда жениха высматривать. Считали штахеты или столбцы в заборе: «любить-не любить-кине-приголубить-замиж визьме-обмане». «Перевязывали улицу», бдя, кто первым пройдет - если мужчина, то быть в этом году у пари. Доставали символические вещи из-под миски. Теперь обряды несколько осовременили: если вытянешь обручальное кольцо - замужество, перстень с камнем - богатый кавалер, если же достанешь ключи от автомобиля - будешь иметь любася с иномаркой.

Отошли в прошлое колоритные гадания с «посиванням» и «боронованием» конопли. Еще в начале прошлого века юнки, раздевшись догола, «посивали» вокруг дома семенами конопли, «заволочували» (заворачивали) их одеждой, а после того высматривали в зеркале будущего мужа.

Лучше всего старобытные формы обрядовой магии, как отмечает Игорь Чеховский, сохранились в отдаленных гуцульских и буковинских селах, в частности - в верховьях Днестра, Пруту, Черемоша и Серета. А также в некоторых пограничных румынских и молдавских поселениях Черновицкой области.

Диме-димочку, в Андрииву ночку любисть неси

«Андреевские» гадания на Закарпатье отличаются от тех, которые распространены в других горных районах», - говорит краевед, преподаватель Ужгородского национального университета Федор Шандор.

В ночь на Святого Андрея в селе Драв-ци поблизости Ужгорода девушки «заказывают пророческие сны» - отрывают от деревянной калитки небольшую скалку и кладут ее под подушку. Считается, что ночью им приснится суженый. У Грабового Мукачивского района в предпраздничную ночь на ворота ставят гребень. Утром девушки рассматривают, какие там волосы - такое же должно быть у жениха. Ребята знают об этом обычае и часто вычесывают гребнем домашних животных, чтобы потом высмеять девичьи мысли.

В Виноградивскому и Хустскому районах бытует такой обряд: чтобы увидеть образ своего жениха, девушке нужно взять яблоко и есть его от Андрея к самому Рождеству, каждого дня, кусая по разу. Утром на Рождество следует налить в миску воды и глянуть туда - в воде покажется будущий муж.

Очень серьезно относятся к магическим ритуалам на Андрея в закарпатском селе Фогораш. Здесь «заказывают» любовь с помощью «андреевской» ватри. В полночь девушки подходят к очагу и дуют на поленья, приговорюючи: «Диме-димочку, в Андриеву ночку в шпоре не чади - в дымоход иди, лети над порогом к милому моего, любисть в грудь ему вдохнови и сердце ко мне его привлеки! Застели му белый свет мной, чтобы не имел без меня покой, мной одной лемм жил и меня одной лемм любил!».

 Гадають на любовь в закарпатских селах не только девушки, но и парни. На Мукачивщини и Иршавщини устраивают игру, подобную древней «Калите». Пекут медвяную лепешку и подвешивают ее к потолку. Ребята должны подпрыгнуть и откусить кусок. Только тогда их допускают к гаданию. На дно миски наливают мед и кладут у него перстень. Парень должен достать перстенек губами так, чтобы не макнуть нос в мед. Считается, что тот, кто пройдет испытание, женится и в браке будет счастливым.

Карпатские обычаи также позволяют ворожить на Андрея «пожененным женщинам» - однако только на любовь своего мужчины. Хорошие хозяева в этот день, - верят горцы, - должны придерживаться определенных ограничений, чтобы в газдивстви велось. Хозяйки не шьют и даже иглы в руки не берут -, «чтобы не зашить курам узици, потому что не будут нестись». Мужчины не идут к ульям, потому что «пчелы будут злиться и не будут роиться».

Наши соседи - поляки, чехи, словаки, венгры - считают, что днем Святого Андрея начинается светлая предрождественская пора. К вечеру праздника у этих народов также приурочены особенные магические обряды, очень похожие на украинских. Общей для всех является древнейшая вера в особенный дар Андрея - связывать влюбленные сердца и предвещать судьбу.

 

Категорія: Интересно о Карпатах 1 | Просмотров: 1395 | Добавил: svytanok | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0
Добавляти коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]