Первая гражда
Если был когда-то Вселенский потоп, то первую гражду в Карпатах мусiв построить какой-то гуцульский Ной. Этот причудливый комплекс деревянных сооружений, поставленный высоко в горах на полонинах дедами-прадедами современных верховинцив, действительно издалека напоминает очертаниями старинный корабль, который плывет в зеленом море.
На протяжении короткого горного лета в этой крестьянской усадьбе, которая зусибич обведена сплошным высоким ограждением, беспокоится гуцульска семья. Заки в горах тепло, хозяева должны позаботиться о достатке на зиму, потому что, когда горы заметет снегом, эта гуцульска жилище превратится в оторванный от мира островок жизни.
Чтобы выжить в суровом быту карпатских гор, еще сотню лет потому гуцулы строили именно такие укреплены усадьбы и превращали их в настоящие крепости. Эти гражди или «дома с вратами» они лепили где-то на полонинах и опушках, отходя в поисках лучшего места все дальше и дальше от давнего сердцевина гуцульского села - десятка домиков, церкви, школы и некоторых других общественных сооружений.
В уединенном месте гражда мусiла быть в известной мере оборонным сооружением. В первую очередь, хозяевам зависело на том, чтобы оборониться от хищного зверя - волков и дикiв. Гражду строили так, чтобы от боковых стен дома выбегали две шеренги хозяйственных зданий, которые и служили укреплениями. Эти сооружения, которые называют притулами, немного ниже от самого дома, а крыши их спадают наружу. В том же месте, где прислони соединенные с жилым домом, их крыши сливаются с высшей от них крышей дома в одно целое. Спереди обе шеренги зданий-укреплений соединяются палисадом из колод, что его покрывает стремительная двускатная крыша.
Неприступность гражди делала ее привлекательным местом для зимовки опришкив, которые часто скрывались именно в таких «гуцульских замках». Правда, доныне уже не осталось тех настоящих деревянных крепостей, которые помнят давние времена. Но и гражди, что остались доныне, пощаженные войнами кое-где по выселкам, удаленным от трактов, строились за древнейшими завещаниями.
Избрание места под строительство гражди было делом очень ответственным. Нужно было не ошибиться в выборе и поставить гражду там, где и место безопасно, и земля - щедрая. Считалось хорошим признаком, если близ того места, где планировалось положить дом, был большой муравейник или пригнан сюда скот-маржина хорошо паслась и не убегала. Но, чтобы удостовериться в удачном выборе, хозяин мусiв ожидать до вечера, а тогда разжигал ватру и ложился спать на избранном месте. Хороший и спокойный сон предвещал гуцулу, что место благоприятно для строительства.
В зависимости от зажиточности хозяев дома-гражди могли существенно отличаться и за величиной, и за набором хозяйственных зданий. Со временем усадьбы бывало разрастались вширь, старые гражду обносили новой изгородью, внутри двора достраивали новые сооружения. Такое подворье превращалось в комплекс домов и зданий, удивительно, но органически, совмещенных между собой крытыми коридорами или галерейками, подобными на подовгасти беседки.
Влюбленный в Гуцульщину исследователь-этнограф Станислав Вiнценз в начале прошлого века описал гражду зажиточного хозяина Фоки Шумея, который, кроме найстарiшой загону, малая еще пять гражд, пять замкнутых дворов, куда извне можно было добраться через низкие врата, накрытые высокими спадистими крышами. Когда все врата были защелкивающимися, каждый двор будто становился отдельным миром.
До наших дней сохранилось немного гражд. Одиночный между горами стоят помилованные временами старые гуцульскi дома с вратами. Сохранился ли не последний дом-гражда, в котором доныне еще живут люде, на приселке Iгрець около села Криворiвнi в Верховинскому районе.
Здесь, на горной долине, еще в 1925 году на месте старой гражди новый дом положил Петр Шарапуряк. Теперь здесь живет внучка Шарапуряка, 43-летняя Калина зi своим мужчиной Николаем Марусяком. У супругов трое детей, но родители не уверены, что младшее поколение осмелится вести хозяйку в суровом быту гражди.
Как и сотни лет потому, основной неприятностью для обитателей гражди являются нападения на скот хищных зверей, в первую очередь волков, которые прошлой осени задрали несколько овец на выгоне. Iнша беда - непостiйна карпатская погода. Хотя дом Марусякiв стоит так, что ни снежная лавина, ни тем более наводнение или сдвиг, не угрожают подворью, но хозяевам придется немало позаботиться, чтобы уберечь от дождя сено, которого на зиму нужно запасти немало, - три десятки овец, коровы и конь требуют много харчу. Кстати, не единственными признаками ли цивилизации здесь является только новейшая косилка, которая помогает хозяевам скосить траву, чтобы сделать необходимые запасы сена, и телевизор, который ловит один или два центральных канала.
Даже о сельских новостях Марусяки узнают найпiзнiше: гости к их усадьбе наведываются редко. Чтобы подняться к гражди, нужно тратить по меньшей мере час. I хотя приселок за административным делением принадлежит к селу Криворiвнi, лучше и быстрее добраться до усадьбы со стороны соседнего села Букiвця. Изредка сюда заезжает автолавка (заехать на гору может лишь мощный ГАЗ-66), поэтому хозяева могут приобрести себе то, что не имеют в хозяйстве, - муку, кукурудзянку, сахар и маслю.
|